Артериальное давление для пилота

Можно ли летать в самолете с повышенным давлением и что делать, если случился приступ

Авиаперелеты могут влиять на состояние человека. Многие испытывают страх, и дискомфорт. Можно ли летать с давлением и как вести себя при гипертонии?

Долгожданный отпуск и перелет в теплую страну для отдыха — замечательное событие. Чтобы сохранить свое здоровье и избежать риски, важно задаться вопросом повышается или понижается давление человека в самолете?

Гипертоникам и людям, страдающим периодическим повышением АД, надо быть осторожнее с авиаперелетами, так как в большинстве случаев даже у здоровых пассажиров в самолете начинает подниматься артериальное давление.

При этом могут быть симптомы, которые присущи всем гипертоникам, только во время набора высоты они существенно обострятся.

К таким проявлениям относят боль в сердце, головокружение, тошноту и т.д.

Поэтому перед авиаполетом нужно ознакомиться с рекомендациями, которые помогут пережить эти моменты без вреда для организма.

Причины повышения АД

Почему повышается артериальное давление человека в самолете? Во время подъема авиалайнера в высоту, кислорода в воздухе становится меньше, от чего могут возникнуть неприятные симптомы для людей, страдающих сердечными заболеваниями и проблемами с АД. Кроме того, на подсознательном уровне появляется волнение, которое является причиной изменения кровообращения в организме.

Неприятные симптомы

Даже здоровые люди ощущают изменения во время взлета и приземления, и каждый организм реагирует на это по-своему.

Так, могут появиться следующие симптомы:

  • головная боль;
  • тошнота и даже рвота;
  • практически у всех закладывает уши;
  • боль в висках и затылочной части;
  • боли в сердце, зачастую схваткообразные;
  • страхи и панические атаки;
  • лицо и шея могут покраснеть;
  • потоотделение в повышенной степени.

Все эти неприятные симптомы в основном характерны для гипертоников, но некоторые из них (головная боль, подташнивание, заложенность ушей) проявляются и у здоровых людей как реакция организма на изменение влажности воздуха, атмосферного давления и т.д.

Можно или нельзя

Можно ли с давлением летать на самолете? Если не удается контролировать уровень АД, а оно находится на критических уровнях, то полет запрещен. В случае когда признаки гипертонического криза легко копируются назначенными препаратами, а пациент не подвержен паническим атакам — перелет воздушным транспортом допустим!

Вообще для людей, страдающих стойкой гипертензией, авиаперелеты могут быть очень опасны: в худших случаях возможно возникновение инфаркта или инсульта. Также есть вероятность отека легких и появления гипертонического криза или других патологий, связанных с сердечно-сосудистой деятельностью.

Известны и такие случаи, когда пациенты с повышенным АД не переносили перелет, и все заканчивалось летальным исходом.

Для тех, кто уже когда-то перенес инфаркт, обязательно нужна будет дополнительная кислородная ингаляция. В воздушном транспорте имеются специальные подушки с кислородом, которые помогут привести дыхание в норму. Если же помощь пациенту не будет оказана, то это может грозить серьезными осложнениями.

Поэтому, авиаперелеты не рекомендуются людям с тяжелыми заболеваниями сердца и сосудов. Даже для гипертоников в легкой степени перелет на самолете может быть опасен, поэтому рисковать здоровьем не нужно. Только если это крайняя необходимость, тогда нужно принять все возможные меры, чтобы помочь организму пережить долгожданную поездку.

Что делать, если случился криз

В любом самолете имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи, поэтому если случится что-то на борту судна, то помощь будет оказана по мере возможности.

Для гипертоников обязательно нужны кислородные ингаляции, поэтому перед перелетом не забудьте уточнить, имеются ли специальные подушки с кислородом на борту. Если вдруг не окажется у данной авиакомпании таких подушек (по соображениям безопасности некоторые корпорации отказываются от них), закажите для себя одну.

Пациент с повышенным давлением в любом случае должен брать с собой в полет аптечку с необходимыми лекарствами (капатен, валидол, корвалол, валериана).

Также, в худшем случае самолет может приземлиться в ближайшем аэропорту, где будет оказана помощь квалифицированными врачами — в каждом вокзале всегда имеются дежурные врачи.

Советы при перепадах давления

Перед тем, как отправиться в путь, проверьте аптечку и обязательно примите таблетку валидола. Чтобы предотвратить возможное укачивание, заранее приобретите препарат, предотвращающий это явление (можете проконсультироваться с лечащим врачом) и примите его хотя бы за полчаса до начала полета.

Постарайтесь не есть еду, которая вызывает вздутие и газы, и не пейте много жидкости — это так же поможет избежать укачивания.

По возможности наденьте подходящую одежду, которая предотвратит образование тромбов (особенно для тех, у кого варикозное расширение вен). Это могут быть чулки или колготки. Обувь должна быть комфортной.

При взлете и посадке лучше включить музыку и закрыть глаза

Смена часовых поясов тоже может повлиять на организм негативным образом, это касается и сердечников с гипертониками. Поэтому для тех, кто летит в западном направлении (с востока), рейс лучше всего подобрать в утреннее время, если же обратный порядок полета, то наоборот, время отлета подберите на вечер.

Наконец, не забудьте обследоваться перед полетом, чтобы проверить свои легкие и их емкость: так как перепады АД могут негативно сказываться даже на здоровых людях, то сердечникам и гипертоникам в этом случае нужно быть особенно внимательными.

Уточните у своего врача: можно ли с вашим давлением летать или лучше не рисковать. Возможно, авиаперелет лучше отложить на некоторое время, пока состояние здоровья не улучшится. Это касается в первую очередь тех, кто планирует длительный перелет.

Противопоказания

Как мы уже говорили, авиаперевозки могут быть очень опасными для здоровья людей, если у них имеются проблемы с сердечнососудистой деятельностью, заложенностью носа (синусит и другие ЛОР-заболевания) и т.д.

Для некоторых пассажиров полет на самолете может быть противопоказан, во избежание летального исхода или серьезного осложнения.

Заболевания, при которых авиаперелеты очень опасны:

  1. стенокардия;
  2. внутричерепное АД;
  3. заболевания легких в хронической форме (воспаления легких, бронхиальная астма и т.д.);
  4. если имеются тромбы, нарушения венозного кровообращения или сильное варикозное расширение вен;
  5. когда уже была перенесена когда-то операция на сердце;
  6. если был перенесен инфаркт или гипертонический криз;
  7. при синусите (остром и хроническом) также опасно лететь, но можно запастись необходимыми лекарствами, если перелет является необходимой мерой;
  8. во время беременности также нужно быть очень осторожным, особенно если поздние сроки (после 35 недели).

Для пожилых людей передвижения на самолете возможны в том случае, когда не имеется серьезных проблем со здоровьем. Но нужно будет позаботиться о препаратах, предотвращающих укачивания (это же касается и детей).

Таким образом, даже при незначительном и нерегулярном повышении давления, лучше посоветоваться с врачом и, если необходимо, пройти обследование.

Для гипертоников, чье заболевание уже в тяжелой форме, от полетов на самолете лучше вообще отказаться. Если гипертония не тяжелая, то необходимо самостоятельно позаботиться об аптечке и кислородных ингаляциях, так как некоторые авиакомпании их не имеют. Длительные рейсы крайне нежелательны для всех, кто страдает сердечными заболеваниями.

Автор статьи Иванова Светлана Анатольевна, врач-терапевт

Артериальное давление для пилота

Глава вторая: лечение гипертонии у настоящего летчика

В первой главе я несколько отвлекся на свой личный пример. Уж очень хотелось показать изнутри — насколько трудно в действительности даже молодому парню попасть в летчики! Я не говорю уже о вступительных экзаменах, которые требуют жуткой самоотдачи! Не говорю о громадном конкурсе — не менее шести человек на одно место.

Я задел только чисто медицинские военные комиссии! И вы сразу ощутили накал борьбы. А теперь представьте себе состояние сорока двухлетнего летчика, пусть даже и летчика не военного. А летчика гражданской авиации, который все эти ступеньки прошел и. И вдруг был назначен уже в сорока двухлетнем возрасте к увольнению с летной работы из за.

Из-за необходимости лечения гипертонии! Лечение гипертонии методом Бутейко или не методом Бутейко требовалось ему позарез!! Потерять уже в наше постперестроечное время хорошо оплачиваемую работу летчика транспортной авиации было для Вадима Васильевича Корниенко смерти подобно!

А давление стало буквально преследовать его в последние годы. Начиналось не шибко. Вместо положенных по норме 120 на 80 нередко намеряли 130 на 90. Вадим Васильевич, слыша на очередном медицинском осмотре : «У вас давление снова 130 на 90. «, в голову это особенно не брал. Ну 130 так 130. Эка невидаль. О лечении гипертонии методом Бутейко ни в коем случае не помышлял.

С воздушной авиацией он сроднился. Жизнь свою без полетов не представлял. Но вот стрелка тонометра стала временами зашкаливать и за сто сорок. А дома вечером, после волнительного дня жена бывало намеривала ему порой и сто пятьдесят на сто десять. Теперь все это не казалось Корниенко безобидной штучкой! Во первых такое давление сказывалось уже не только на показаниях тонометра. Сто пятьдесят отдавалось сильной головной болью. Мозги вращались тупо и соображали плохо.

А летчику нельзя медленно и тупо соображать! В полете случаются такие неординарные ситуации, что и головка двадцати пятилетнего летчика вспухнет. А в сорок два, да еще с высоким давлением. Это действительно опасно. Это опасно даже на матушке земле, когда едешь за баранкой обычного автомобиля. Но там хоть при говокружении и сильной головной боли можно притормозить у обочины дороги и отдышаться, передохнуть. А как передохнешь на километровой высоте и при скорости полета в тысячу километров в час? О лечении гипертонии Корниенко теперь стал частенько задумываться. Про метод Бутейко он еще не знал. Но то, что лечить гипертонию надо безотлагательно, уже усвоил. Однако первые же походы по врачам обескуражили его. Лекарств выписывали навалом. Хвалили эналаприл. Он, мол, сосуды расширяет. Верапамил рекомендовали, как антагонист кальция. Для пущего расширения сосудов призывали принимать дибазол. В качестве диуретиков совали индапамид.

И так далее, и тому подобное. Даже совершенно безграмотный человек, к тому же не имеющий ни малейшего отношения к медицине, при таком обилии постоянно обновляющихся названий лекарств мог заподозрить неладное.

И то попей- может помочь. И это попринимай — не повредит. А что же в конце концов вылечит болезнь?! Один врач нахваливает адельфан. Другой советует нажимать на метолол.

Засомневается при таком разбросе средств и неуч. Ну а летчик гражданской авиации- это человек более, чем просто грамотный! Освоить все технические науки, связанные с проведением безопасных полетов сможет далеко не каждый.

И поэтому, когда в одной ученой медицинской книге, в главе что вызывает высокое артериальное давление, он прочитал, что высокое артериальное давление, вопреки распространенному мнению, не является, результатом напряжения или возбуждения нервной системы, а в другой ученой книге прямо противоположное, то. То Вадим Васильевич сильно усомнился — а впрямь ли эти медицинские книги-такие уж и ученые. И, хотя, на них стояли имена известных профессоров и даже академиков, но и на этот счет возникло сомнение- да такие ли уж они настоящие профессора и академики? И какое такое лечение гипертонии (о методе Бутейко он тогда еще не знал) они могут предложить больным людям, если , имея солидные научные титулы, говорят прямо противоположные друг другу вещи! Нет, бывалый летчик, безусловно, понимал, что в большой науке всегда идет борьба мнений, разных точек зрения.

Это все так. Но такой процесс естественен до каких-то ограничительных рамок. Можно, к примеру, придерживаться неврогенной теории происхождения гипертонии подобно академику Георгию Федоровичу Лангу. И допустимо, наверное, когда какой- нибудь другой ученый полагает, что возможны и другие причины вдобавок к этой- основной.

Но писать, что вопреки общераспространеному мнению, высокое артериальное давление не является результатом напряжения или возбуждения нервной системы, это все-таки уже не еще одна научная версия. Это попросту попытка посрамить предшественников. Причем попытка ничем серъезным не обоснованная. Ведь, чтобы выдвинуть гипотезу неврогенного происхождения гипертонии, академик Георгий Федорович Ланг долгие часы и месяцы проводил лично в больничных палатах. Даже свой рабочий стол, порой ставил не в ординаторской или в своем отдельном кабинете, а именно в палате, наполненной больными! И от учеников своих того же самого требовал.

Уж наверное столь скрупулезный человек много раз отмерил и проверил, прежде чем написать в своих учебниках о неврогенном происхождении гипертонии!! Эти учебники четырежды переиздавались. По ним выучилось не одно поколение врачей. И вот некоторые из этих врачей, выбившись в профессора и академики , стали этак бесцеремонно лягать Ланга то левой, то правой ногой.

Причем, повторимся, не приводя веских доказательств в защиту своих тезисов. Не выставляя профессорский стол в больничную палату! Это ли не диво? Это ли не нонсенс по сравнению с лечением гипертонии методом Бутейко!

! Жизнь без таблеток и скальпеля !

Открыта запись на обучение методу Бутейко с получением «Практического видео-курса метода Бутейко»:

курс поможет без лекарств устранить или серьезно облегчить: астму, бронхит, аллергию, гипертонию, ИБС, стенокардию, женскую патологию .

Антигипертензивное лечение пилотов пассажирских авиалайнеров: эффективность и безопасность корприла

Ю.И. Воронков, Л.М. Филатова, О.Ю. Колесниченко, Д. В. Кононов, Ю.М. Анитов, Н.В. Якимович
Государственный научный центр Российской Федерации — Институт медико-биологических проблем Российской академии наук; Центральная врачебно-летная экспертная комиссия
Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской
Федерации; Медицинский центр ОАО «Аэрофлот», Москва, Россия

Цель исследования — изучить эффективность и безопасность монотерапии корприлом у пилотов пассажирских авиалайнеров с гипертонической болезнью I стадии, допущенных к летной работе.
Методы. В исследование включено 20 пилотов, допущенных к летной работе с гипертонической болезнью I стадии. Проводилась монотерапия корприлом (рамиприл, «Ranbaxy») в течение 2-х месяцев. Целевой уровень для систолического артериального давления (АД) составлял 135ммрт. ст. и ниже, для диастолического АД — 85ммрт. ст. и ниже. Пилотам выполнялись: эхокардиография по стандартной методике; 24-часовая регистрация АД (регистратор BR-102, «SCHILLER»); 24-часовая регистрация ЭКГ (2-х канальный регистратор МТ-100, «SCHILLER»); активная ортостатическая проба (30-минутное стояние) с регистрацией ЭКГ и АД (осциллометрический метод) при помощи прикроватного монитора «Life Scope 9» («NIHON KOHDEN») и измерением вариабельности сердечного ритма при помощи комплекса «Варикард» («РАМЕНА»), психологическое тестирование. Результаты. При анализе общей эффективности монотерапии корприлом в исследовании АЛАРМ не было выявлено неудовлетворительной эффективности. Очень хорошая эффективность монотерапии корприлом была определена у 45% пилотов, хорошая — 40%, умеренная — 15%. Масса миокарда левого желудочка (ММЛЖ) и индекс ММЛЖдо монотерапии составили 191,9±5,7ги95,5±2,8г/м2, в конце 2-го месяца лечения корприлом — 181,7±10,6 г и 88,5±5,2 г/м2. Результаты психологического тестирования показали, что корприл не влияет на когнитивные функции. Отсутствие побочных эффектов (очень хорошая переносимость) при лечении корприлом отмечалось у 90% пилотов.
Заключение. Официальное постоянное лечение корприлом с простым, необременяющим работающего пилота, графиком приема (1 раз в сутки) будет способствовать улучшению прогноза и увеличению продолжительности летной работы.

По результатам ранее проводимых эпидемиологических исследований [3] было показано, что наибольшая частота повышенного артериального давления (АД) среди мужского населения выявляется в возрастной группе 50-59 лет (частота повышенного диастолического АД достигает 85%). В гражданской авиации возрастную группу 50-59 лет можно назвать остовом летного состава, имеющим максимально возможный опыт управления воздушными судами. При анализе заболеваемости лиц летного состава по медицинской документации различные авторы указывали на частоту выявляемос-ти артериальной гипертензии в среднем от 16 до 20%. При сравнении этих данных просматривается масштаб проблемы повышенного АД у лиц летного состава. Можно предположить что около 65% опытных пилотов старшей возрастной группы, имеющих повышенное АД, занимаются неквалифицированным самолечением. Иными словами, среди всех пилотов в возрасте старше 50 лет, допущенных к летной работе, более 55% скрывают повышенное АД и занимаются самолечением.

Для специалистов авиакосмической медицины проблема артериальной гипертензии включает в себя особо важные вопросы в сравнении с общеклиническими, а именно вопросы безопасности авиационных полетов. По данным Ассоциации авиакос-
мической медицины США на сегодняшний день около 1 миллиарда человек ежегодно пользуются услугами авиакомпаний. Результаты проведенного ретроспективного исследования причин авиационных катастроф в гражданской авиации США специалистами FAA (Federal Aviation Administration — Федеральная авиационная служба) показали, что на 100.000 пилотов/год приходится 1,7 острых неотложных состояний у лиц летного состава, обусловленных сердечно-сосудистыми заболеваниями: инфаркт миокарда, внезапная коронарная смерть и инсульт, явившихся причиной авиационных инцидентов или 0,037 случаев на 100.000 летных часов — 1 случай на 2,7 миллионов летных часов [16].
Арсенал апробированных для лиц летного состава препаратов невелик, что ставит авиационного врача в парадоксальную ситуацию на фоне множества современных антигипертензивных препаратов новых поколений. Целью проведения лонгитудинального научно-клинического исследования АЛАРМ — Ан-тигипертензивное Лечение в Авиационной Российской Медицине — является изучение эффективности и безопасности применения современных антигипертензивных препаратов, в частности, корприла у пилотов с гипертонической болезнью (ГБ) I стадии, допущенных к летной работе.

Методы
В исследование включено 20 пилотов гражданской авиации, допущенных к летной работе и выполняющих регулярно трансмеридианные полеты на пассажирских авиалайнерах (Як-40, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-96 и А-310). Всем пилотам по данным полного клинико-инструментального обследования в период медицинского освидетельствования врачебно-летной экспертной комиссией был установлен клинический диагноз: ГБ I стадии.
К исследованию пилоты допускались только после осмотра терапевтом-экспертом Центральной врачебно-летной экспертной комиссии и исходного суточного мониторирования артериального давления (СМАД).

Режим монотерапии
Согласно рекомендациям ICAO (International Civil Aviation (Organization — Международная организация гражданской авиации) [12], JAA (European Joint Aviation Authorities — Европейское объединенное авиационное руководство) [18] и Государственного НИИ Гражданской авиации РФ [14, 15] начало антигипертензивной монотерапии пилотам осуществлялось при временном отстранении от летной работы. В дальнейшем, при условии отсутствия побочных эффектов терапии, пилоты выполняли летную работу в авиапредприятиях Москвы и Московской области. Перед началом монотерапии пилоты, допущенные к летной работе, были предупреждены о недопустимости самостоятельного изменения дозы назначенного препарата и применения других антигипертензивных препаратов.
Монотерапию корприлом (рамиприл, «Ranbaxy») начинали с 2,5 мг в сутки. Титрование дозы проводилось индивидуально, поэтапно, по 2,5 мг (учитывая, что максимальная суточная доза препарата — 10 мг), с интервалом в 2 недели.

Оценка эффективности монотерапии
Контроль эффективности антигипертензивного лечения проводился по данным офисного измерения АД каждые 2 недели и по данным СМАД в конце 1-го месяца и в конце 2-го месяца приема препарата. Целевой уровень для систолического АД составлял 135 мм рт. ст. и ниже, для диастолического АД — 85 мм рт. ст. и ниже. К концу 2-го месяца лечения 45% пилотов принимали по 2,5 мг корприла в сутки, 45% — 5 мг и 10% — 7,5 мг.
Общую эффективность монотерапии корприлом в конце 2-го месяца лечения оценивали по следующим критериям:
очень хорошая — достижение целевого уровня АД (135/85 мм рт. ст. и ниже);
хорошая — достижение уровня АД 140/90 мм рт. ст.;
умеренная — достижение регламентируемого максимального уровня АД для лиц летного состава (160/95 мм рт. ст.);
неудовлетворительная — отсутствие достижения регламентируемого максимального уровня АД для лиц летного состава.

Оценка переносимости монотерапии
На каждом этапе исследования оценивали переносимость монотерапии корприлом, используя следующие критерии:
— отсутствие побочных эффектов — очень хорошая переносимость,
— нежелательные явления выявляются только при специальном расспросе- хорошая переносимость,
— пациент самостоятельно отмечает появление нежелательных реакций, но они не привели к отказу от лечения — удовлетворительная переносимость;
— побочные эффекты явились причиной отказа от лечения — неудовлетворительная переносимость.

Методики исследования параметров сердечнососудистой системы
Исследование параметров сердечно-сосудистой системы проводилось пилотам до лечения и на фоне монотерапии корприлом (в конце 1-го и 2-го месяцев лечения). Все обследования осуществлялись в межполетные дни.
Офисное измерение АД проводилось в соответствии с рекомендациями ВОЗ по общепринятой методике в положении пациента сидя после отдыха в течение 20 минут, троекратно на обеих руках аус-культативным методом Короткова.
Пилотам выполнялись: эхокардиография по стандартной методике; 24-часовая регистрация АД (регистратор BR-102, «SCHILLER») с осуществлением аускультативного и осциллометрического методов измерения АД; 24-часовая регистрация ЭКГ (2-х канальный регистратор МТ-100, «SCHILLER»); активная ортостатическая проба (30-минутное стояние) с регистрацией ЭКГ и АД (осциллометричес-кий метод) при помощи прикроватного монитора «Life Scope 9» («NIHON KOHDEN») и измерением вариабельности сердечного ритма (ВСР) при помощи комплекса «Варикард» («РАМЕНА»).
СМАД проводилось по общепринятой методике [9, 11]. Интервал между измерениями АД при суточном мониторировании составлял 20 минут днем и 40 минут ночью. Контрольные измерения АД, выполняемые при установке монитора, не учитывались при выведении средних значений и гипертонической нагрузки.
Измерение ВСР по данным суточного мониторирования ЭКГ (СМЭКГ) проводилось только после полного просмотра в режиме «full disclosure» всей 24-часовой записи и проверки крайних значений RR интервалов. Для анализа ВСР исключались фрагменты ЭКГ с встретившимися у пилотов эпизодами миграции суправентрикулярного водителя ритма, сино-аурикулярной блокады II степени в период сна и экстрасистолии. Границы периодов бодрствования и сна устанавливались индивидуально по дневникам.
Также выполнялось измерение ВСР по коротким участкам ЭКГ при активной ортостатической пробе(АОП). Показатели ВСР рассматривались в соответствии со стандартами Европейского общества кардиологов и Северо-Американского электрофизиологического общества [17] в модификации P.M. Баевского (2000).
Психологическое тестирование
В исследовании АЛАРМ для оценки влияния кор-прила на психические функции пилотов проводилось специальное психологическое обследование в конце 2-го месяца монотерапии с применением тестов «Расстановка чисел», «Количественные отношения», «Кольца Ландольта», «Часы». Перечисленные тесты используются в практике авиационной медицины для оценки сохранности психических функций лиц летного состава (кратковременная память, мыслительные процессы, объем и избирательность внимания). Когнитивные функции пилотов оценивались не по абсолютным показателям тестов, а по нормированным показателям (уровням сохранности функций). Для этого абсолютные показатели качества выполнения тестов переводились в нормированные уровни в соответствии со следующими критериями:
1. высокий уровень — качество выполнения теста соответствует 100-91%;
2. верхний диапазон среднего уровня — 90-71%; диапазон среднего уровня —
3.центральный 70-41%;
4. нижний диапазон среднего уровня — 40-21%;
5. низкий уровень — 20-1%.

Статистический анализ
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием метода квадратов Пирсона. Оценка достоверности различий средних величин и коэффициентов корреляции осуществлялась при помощи критерия t Стьюдента и F Фишера.

Результаты
При анализе общей эффективности монотерапии корприлом в исследовании АЛАРМ не было выявлено неудовлетворительной эффективности. Очень хорошая эффективность была определена у 45% пилотов, хорошая — 40%, умеренная — 15%.

Данные суточного мониторирования АД
Данные СМАД на фоне монотерапии корприлом представлены в таблице 1. Весьма характерным для практики авиационной медицины было обнаружение более высоких значений АД при установке монитора в присутствии врача — так называемый эффект «белых халатов», причиной появления которого является тревожная реакция на измерение АД, сопровождающаяся активацией симпатической нервной системы. Желаемого уровня офисного АД у пилотов достигнуть не удалось, что связано с психологическими особенностями взаимодействия пилотов с авиационными врачами, однако уже к концу 1-го месяца монотерапии корприлом офисное АД достоверно снизилось.
Уровни среднесуточного, среднедневного и средне-ночного АД снизились на фоне лечения, при этом уже к концу 1 месяца монотерапии достигнуто достоверное снижение среднедневного уровня систолического АД (САД) и диастолического АД (ДАД).

Рис . Гипертоническая нагрузка суточная (с), дневная (д) и ночная (н) по данным СМАД до монотерапии корприлом (А), в конце 1-го месяца монотерапии (В) и в конце 2-го месяца монотерапии (С)
На рис. 1 представлена динамика гипертонической нагрузки — high blood pressure load. Достигнуто снижение среднесуточной, среднедневной и сред-неночной нагрузки уже после 1-го месяца монотерапии. Статистически достоверное снижение выявлено для ночной гипертонической нагрузки ко второму месяцу лечения.
Динамика показателей суточного мониторирования ЭКГ
На фоне лечения ингибитором ангиотензинпревра-щающего фермента (АПФ) корприлом у пилотов выявлено снижение количества желудочковых экстрасистол за сутки, при этом исходное их количество не выходило за пределы возрастной нормы (не более 100 желудочковых одиночных экстрасистол за сутки). Влияния на такие показатели СМЭКГ, как максимальная и минимальная частота сердечных сокращений за сутки на фоне монотерапии корприлом выявлено не было.

Таблица 1. Динамика показателей суточного мониторирования АД у пилотов с гипертонической болезнью при монотерапии корприлом, М±m

Источники: http://giperton.com/samolet.html, http://www.mbuteyko.ru/hyperrelato2.html, http://medi.ru/info/2004/

Adblock detector