Урок артериальное давление крови

Движение крови по сосудам

Урок 23. Биология 8 класс

Конспект урока «Движение крови по сосудам»

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе кровеносных сосудов. Непрерывное движение крови происходит благодаря сокращениям сердца, которое работает как насос.

При каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и лёгочную артерию по 60 – 80 миллилитров крови.

Количество крови, которое выбрасывается желудочком за одно сокращение, называется ударным или систолическим объёмом.

Если умножить частоту сердечных сокращений на систолический объём, мы вычислим минутный объём крови.

В состоянии покоя он составляет около 5 литров.

Когда кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию, они растягиваются, и в сосудистой системе создаётся давление. Кровь, как и любая другая жидкость, течёт из области более высокого давления, в область, где оно ниже.

Чтобы лучше понять, как происходит движение крови, сравним кровеносный сосуд с рекой, русло которой то сужается, то расширяется. Из курса физики или жизненного опыта вы наверняка знаете, что в узких местах течение более быстрое, а в широких медленное. Однако, мимо каждой точки берега за одно и то же время протекает одинаковое количество воды. Скорость течения крови в разных отделах определяется суммарной площадью кровеносного русла. Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения кровеносных сосудов.

Самой большой площадью поперечного сечения обладают (суммарно) капилляры, самой маленькой – аорта. Поэтому самая большая скорость тока крови в аорте – примерно 0,5 метра в секунду, в венах0,25 метра в секунду. В капиллярах скорость движения крови наименьшая и составляет от 0,5 до 1,2 миллиметра в секунду.

Несмотря на то, что кровь поступает в аорту и лёгочный ствол порциями, по сосудам она течёт непрерывной струёй. Стенки аорты и артерий обладают эластичностью, они растягиваются во время сокращения желудочков и вмещают в себя выбрасываемую сердцем кровь. В силу упругости сосуды уменьшают свою ёмкость и проталкивают кровь вперёд, в результате чего происходит расширение стенки и повышение давления на соседнем участке.

В местах, где крупные артерии проходят близко к коже, например на висках, по бокам шеи, у основания кисти руки, можно прощупать толчки, которые называются пульсом. Пульсэто периодические колебания стенок сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения в течение одного сердечного цикла. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Измерив пульс, можно узнать скорость, силу и ритм сердечных сокращений, судить о работе сердца.

Давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, называется кровяным давлением. У здорового человека уровень кровяного давления постоянен, как и температура тела.

Кровяное давление регулируется нервной системой и обеспечивается изменениями просвета сосудов и силы сердечных сокращений.

В течение сердечного цикла давление в аорте колеблется от 115 – 140 миллиметров ртутного столба до 60 – 85 миллиметров ртутного столба. Эти колебания возникают в результате ритмической деятельности сердца. Давление в момент сокращения желудочков получило название систолического, или максимального, артериального давления. Давление в момент расслабления желудочков называется диастолическим или минимальным артериальным давлением. При движении крови по сосудам её давление постепенно уменьшается.

В мелких артериях давление снижается до 70 миллиметров ртутного столба, в капиллярах оно составляет примерно 40 миллиметров ртутного столба, в мелких венах – 20 миллиметров ртутного столба, а в полых венах вблизи их впадения в правое предсердие приближается к нулю.

Благодаря разности давления крови в артериальном и венозном отделах обоих кругов кровообращения кровь продвигается по сосудам и возвращается к сердцу.

Впервые артериальное давление было измерено Гэлсом. Он ввёл стеклянную трубку в артерию лошади и наблюдал, как при каждом сокращении сердца кровь под давлением поднимается вверх по трубке на высоту до двух метров. Этот метод измерения давления был технически усовершенствован и до сих пор применяется в экспериментах на животных. Он называется прямым или кровавым.

Измерять кровяное давление можно с помощью тонометра. Пациенту надевают на плечо полую камеру-манжетку, которая соединена с манометром и резиновым баллоном для нагнетания воздуха. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.

Далее в манжетку накачивают воздух до тех пор, пока ниже манжеты не исчезает пульс. Звуков в это время в фонендоскопе не слышно. Выпуская воздух, врач фиксирует момент появления пульсирующих шумов и отмечает показания манометра. Так устанавливается систолическое артериальное давление. Момент исчезновения шумов соответствует уровню диастолического артериального давления.

В настоящее время широко используются автоматические тонометры. Они не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема регистрирует колебания давления воздуха в манжете и переводит их в цифровые значения.

У здорового человека величина кровяного давления поддерживается на постоянном уровне и составляет в плечевой артерии 120 миллиметров ртутного столба, а при их расслаблении 70 миллиметров ртутного столба. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, например 120 на 70.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай) или медикаментов, которые повышают или понижают давление. Кровяное давление, которое возрастает в результате физической нагрузки или нервного напряжения, вскоре возвращается к норме.

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему поступает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается.

Французский исследователь Анджело Моссо проделал следующий опыт. Он поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. После этого он предложил испытуемому решить арифметическую задачу. Испытуемый задумался, и его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена, весы уравновесились. Далее Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в сторону ног. Этот опыт доказывает нам, что в организме человека постоянно происходит перераспределение крови.

Итог урока. Наибольшая скорость движения крови – в артериях, наименьшая – в капиллярах, в венах она снова возрастает. Причина движения крови – разность давления в сосудах в начале и в конце пути. Самое высокое давление – в аорте, самое низкое – в полых венах. Давление в момент выброса крови в аорту называется верхним или систолическим. Наименьшее давление в момент расслабления сердца называется нижним или диастолическим. Пульсом называют ритмическое колебание стенок артерий. По нему можно определить частоту и силу сердечных сокращений.

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:
Урок биологии по теме «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»

Урок биологии в 8 классе

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс».

Цели урока: образовательные :

а) формирование знаний:

  • формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
  • анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; определить, в каких кровеносной системы кровяное давление наибольшие, а где наименьшее; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
  • выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
  • выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
  • выяснить регуляцию работы сердца и сосудов;
  • повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
  • овладение способами деятельности в новых условиях.

б) формирование знаний:

  • проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
  • характеризовать причины движение крови по организму;
  • самостоятельно работать с текстом учебника по плану, предложенному учителем, рисунками, схемами, таблицами; дополнительными источниками информации, ресурсами интернета, справочной литературой;
  • выявлять, узнавать биологические объекты, процессы на таблицах, рисунках, давать им характеристику.

развитие внимания, мыслительных способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация), логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения; наблюдать биологические объекты, процессы, узнавать их на таблицах.

привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, модель «сердца человека», ноутбук, мультимедийный проектор, лазерный диск к учебнику, учебники, рабочие тетради к учебнику, экран, таблички с надписями врачей-специалистов.

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Повторения материала прошлого урока. Проверка теоретических знаний, практических умений.
  3. Изучение нового материала:

а) теоретические вопросы;

б) выполнение лабораторных работ;

в) просмотр слайдов.

4. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий различного типа.

  1. Домашние задание.
  2. Подведение итогов урока:

а) что повторили, что изучили, что делали практически на уроке (что хорошо удалось, что не очень, почему);

в) выставление оценок за урок;

г) рекомендации учащимся по изучению учебного материала дома.

Учитель обращает внимание учащихся на план работы на уроке и настраивает на активную работу на всех этапах урока, т.к. учащиеся будут набирать баллы за задания и в конце урока будут всем выставлены оценки.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся. Выполнение ими заданий:

1) Вопрос. Что такое работа сердца?

2) В ходе просмотра слайда на экране «Работа сердца в различных условиях», учащиеся, наблюдая за работой сердца, отвечают на вопрос: Замедляется или усиливается работа сердца при заданных на слайде условиях:

— если раздражать блуждающий нерв.

— если пришел сигнал по симпатическим нервам.

3). На слайде на экране изображены три фазы сердечного цикла. Надо узнать их и расставить цифры в соответствии.

Учащиеся доказывают, почему они поставили данную цифру к определенной фазе (т.е. делают характеристику фазе сердечного цикла).

4). На слайде задание « Вставить пропущенные слова в текст».

Дан набор слов, где есть лишние слова.

5). На слайде даны тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Делается проверка.

6). Вопрос. Как происходит регуляция работы сердца и сосудов. (Монологическая речь). Ответ дает один из учащихся и показывает на таблице.

7). Вопрос. Сердце-насос, который работает в течение всей жизни без остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?

Решение проблемы. Фронтальный опрос.

Учитель подсчитывает баллы за ответы учащихся по этому этапу урока.

II. Изучение новой темы.

  1. Формулирование целей, задач урока.

Что должны «знать» и «уметь» учащиеся. Учитель с учащимися выстраивают план действий достижения целей урока.

  1. Учитель обращает внимание на то, что эта часть урока будет проходить в форме устного журнала.

Т.е. необходимо создать научно-учебный журнал по данной теме, где будут страницы с названиями (они записаны на доске):

1) Причины движения крови по сосудам.

2) Давление крови.

4) Скорость тока крови.

5) Движение крови по венам. Варикозное расширение вен.

6) Тренировка сердца.

7) Регулирование давления крови.

8) Нарушения артериального давления.

Учитель обращает внимание на то, что сегодня приглашены врачи, работающие в области кардиологии, ангиологии (изучают кровеносные сосуды), флебологи, по гигиене сердечной деятельности (врачи – некоторые учащиеся этого же класса). На столах таблички с названием врача-специалиста.

Учитель сообщает, что на страницах нашего журнала нужно поместить материал о строении, работе органов кровообращения, их гигиене, советы специалистов по сохранению здоровья, биологические задачи, проблемы, исследования, выводы лабораторных работ и т.д.

Учитель настраивает учащихся подойти с большой ответственностью к отбору материала и правильному его изложению. Он также напоминает, что нужно набирать баллы для итоговой оценки.

  1. Учитель зачитывает высказывание из книги по физиологии: «Кровь – «удивительная» ткань нашего организма. Однако, подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существования человека без движения крови.

Вопрос классу. На сколько обоснованно это утверждение?

Попытаемся это понять и доказать сегодня на уроке.

  1. Задание классу. Выберите из материала изученных на прошлых уроках тем по кровеносной системе нужную информацию, чтобы ответить на вопрос. Каковы причины движения крови по сосудам?

Учащиеся называют 5 причин и характеризуют их:

а) Сокращение самой сердечной мышцы. Способность к автоматизму.

б) Клапаны сердца.

в) Сокращение стенок кровеносных сосудов.

г) Разница давления крови в аорте и в капиллярах . Межпредметная связь с физикой.

д) В венах есть клапаны.

Формулирование вывода по заполнению первой страницы журнала.

  1. Вторая страница журнала. На экране слайд «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Учащиеся внимательно прослушивают информацию. Учитель задает вопросы:
  1. Как называется прибор, которым измеряют давление крови? Что в него входит?
  2. Как правильно измерить кровяное давление? Учитель сам демонстрирует это на учащемся. Называет его давление.
  3. Что означают цифры 120X80?
  4. Что такое гипертония, гипотония? Чем это опасно? Какое давление нормальное?
  1. Третья страница журнала. На экране «Пульс».
  1. Учащиеся прослушивают информацию (что такое пульс; нормальный пульс; место прощупывания, зачем подсчитывают пульс).
  2. Выполнение учащимися лабораторной работы «Подсчет пульса в покое и при различных нагрузках».

Учащиеся подсчитывают пульс, сидя, стоя и после 10 приседаний, данные записывают в рабочую тетрадь на стр. 87. Формулируют вывод о том, почему число ударов пульса возрастает.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что через 5 минут необходимо будет еще раз подсчитать пульс, сидя, чтобы понять как происходит саморегуляция у учащихся (быстро или медленно и от чего это зависит); показывает учащимся лист с цифрами в два ряда:

Учащиеся сравнивают свои показатели с цифрами на листе, делают выводы. Верхняя строчка – это хорошо, человек занимается физической нагрузкой. Саморегуляция хорошая. Нижняя – плохо восстанавливается пульс. Человек нетренирован.

Вопрос классу. Как по количеству пульсовых ударов можно судить о работе сердца? Если пульс 100, 50, чем это плохо?

  1. Четвертая страница журнала «Скорость тока крови». Учащиеся прослушивают информацию учителя или самостоятельно отыскивают ответ, читая статью в учебнике». И отвечают на вопрос:

— Почему около сердца скорость движения крови большая, а в капиллярах маленькая.

  1. Пятая страница журнала «Движение крови по венам». На экране слайд:
  1. Учащиеся зачитывают информацию на слайде.
  2. Заслушивание сообщения учащегося – врача-специалиста (флеболога) о варикозном расширении вен в сопровождении показа схем, рисунков на слайде (на экране). Дополнительный материал из интернета.
  1. Шестая страница журнала «Тренировка сердца ». Формулирование проблемы: почему у тренированного человека (спортсмена) после пробежки пульс незначительно отличается от нормы – 80, а у нетренированного человека после такой же пробежки 130 ударов в минуту?

Врач-специалист по гигиене сердечной деятельности (учащийся) рассказывает (используя рисунки на слайдах) чем отличается сердце тренированного и нетренированного человека и учащиеся формулируют вывод о том, что сердце нужно тренировать, т.е. заниматься физическими упражнениями. Что происходит с сердцем при тренировках (регулярных!).

  1. Седьмая страница журнала «Регулирование давления крови». Прослушивание информации на слайдах (на экране). Работа с учебником. Поиск ответов на вопросы.
  1. Восьмая страница журнала «Нарушения артериального давления». Учащиеся зачитывают причины нарушения на слайде (на экране) и их комментируют.

Учитель подводит итоги этого этапа урока и ставит учащимся баллы.

III. Закрепление изученного материала.

Работа над заданиями:

  1. Из списка выбрать слова и вставить в пропуски в тексте (на слайде на экране);
  2. Выполнить тестовые задания (на слайде на экране);
  3. Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради 1 – 12 (кроме 9 и 10) стр.87,88. Ответы на доске (закрыты таблицей). Учащиеся сами оценивают себя, считая правильные ответы, сверяя с доской, где написано сколько правильных ответов для оценки 5, 4, 3, 2.

IV. Домашнее задание.

Стр.153 – 155 до статьи «Лимфатическая система и движение лимфы», вопросы стр.157. Учитель комментирует, на что обратить внимание, какие термины, определения, рисунки и т.д.

  1. Оценки за урок (по количеству набранных баллов и за тестовые задания с самопроверкой).
  2. Достигли ли поставленных целей, какими действиями, методами, т.е выполнили ли то, что запланировали? (Да, изучили теорию, научились практически вести наблюдения за собственным организмом.)
  3. Что повторили и как пригодилось для новой темы.
  4. Что делали на уроке. Какие приемы учебной деятельности использовали.
  5. Что узнали (теоретические вопросы и практические умения). Оценили свою работу, поставили оценки.
  6. Что больше всего запомнилось на уроке? Оформили страницы журнала.
  7. Потребуются ли знания темы в жизни, в практической деятельности, для сохранения своего здоровья?
  8. Что удивило на уроке?
  9. Что нужно, чтобы разрешить возникшую учебную проблему?
  10. Каким ты хочешь видеть следующий урок?

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по биологии

Тема: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс»

Урок артериальное давление крови

Биология 8 класс

ТЕМА: АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ КРОВИ.

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ.

Цель: Продолжить формировать знания о строение и функционировании

органов кровообращения человека.

Задачи урока: 1. Образовательные: Сформировать знания о движение

крови по сосудам, артериальном давлении и пульсе.

2 . Воспитательные : воспитание собранности, сосредото-

3. Развивающие : развитие мыслительных способностей

Оборудование: муляж сердца, плакат сердца, плакат «Круги кровообраще-

ния.», чистые листы бумаги, карточки-тесты, карточки

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, работа в парах, самостоятельная деятель-

ность учащихся, лабораторная работа.

1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку, познакомить с темой урока и методами работы на уроке.

2 Психологический настрой класса.

«Открытый урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться.

Уметь мыслить, рассуждать,

Почаще руку поднимать.

Вам, я думаю, все по плечу,

Ведь я вас целый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за всех!

3 .Ребята у каждого на парте лежит лист самоконтроля, на котором расписаны все этапы нашего урока, вы будете самостоятельно оценивать себя. Выставляя за каждый ответ по 1 баллу. В конце урока по количеству набранных баллов выставляется оценка за урок. Ваша задача сегодня заработать как можно больше баллов.

Итак первый этап нашего урока это актуализация знаний. Вспомним всё что мы прошли до сегодняшнего дня.

Вопросы: *.Что называется кровообращением?

· Считается что сердце расположено в левой части нашего тела

· Какова масса сердца и как можно узнать размер своего сердца?

· ( у взрослого человека – 250-350 г).

· Сколько камер имеет человеческое сердце?

· Где находятся полулунные и где створчатые клапаны , какую роль они играют? ( между предсердием и желудочками находятся створчатые клапаны, они открываются только в сторону желудочков, полулунные клапаны находятся на границе левого желудочка и аорты , правого желудочка и легочной артерии, пропускают кровь из желудочков сердца в артерии , но препятствуют обратному движению крови из артерий в желудочки).

· Из каких слоёв состоит сердце, перечислить их?

· (наружный слой –эпикард, средний мышечный- миокард, внутренний –эндокард).

· Какие кровеносные сосуды существуют в теле человека , какие из них самые крупные а какие самые мелкие? ( аорта, артерии, вены и капилляры).

· Из каких фаз состоит сердечный цикл?

· ( первая фаза – сокращение предсердий – 0,1 сек.

· Вторая – сокращение желудочков – 0,3 сек.

· Третья – пауза одновременное расслабление предсердий и желудочков -0,4 сек)

· Сколько времени длится каждая из фаз сердечного цикла?

· Что дает сердцу возможность работать на протяжении всей жизни человека без остановки?

· Сколько раз сокращается сердце в состоянии покоя и сколько крови оно перекачивает в сутки?

· ( в состоянии покоя сердце сокращается 60-70 раз в минуту- перекачивая около 4 литров крови, в сутки – 10 литров).

· Какой гормон усиливает работу сердца, а какой напротив замедляет ?

· Адреналин, тироксин, вазопрессин- усиливает все функции сердца, а ацетилхолин –ослабляет сердечную деятельность)

· А какие химические элементы усиливают и замедляют работу сердца?

· ( кальций – увеличивает частоту сердечных сокращений, а калий замедляет ).

· Дать определение большому кругу кровообращения и за сколько времени кровь проходит по нему?

· ( Движение крови от левого желудочка ко всем органам и тканям к правому предсердию называется большим кругом кровообращения и совершается за 23 секунды.

· Дать определение малому кругу кровообращения и за сколько времени кровь проходит по нему?

· ( Движение крови от правого желудочка в лёгкие, а оттуда к левому предсердию называется малым , или лёгочным кругом кровообращения и совершается за 4 секунды.)

Итак, я убедилась что вы достаточно неплохо усвоили пройденные темы, подведите итоги на своем листе самоконтроля , посчитайте сколько баллов вы заработали на этапе актуализации знаний.

Теперь проверим домашнее задание. Вам было нужно ответить письменно на вопросы параграфа. Сначала мы проверим их все вместе, а потом вы обменяетесь тетрадями и проверите друг друга.

Вопросы:1. Назовите сосуды малого круга кровообращения?

2. Назовите сосуды большого круга кровообращения?

3. В чём разница между большим и малым кругами

А теперь познакомимся с новой темой.

Вашему вниманию предлагается опорная схема, на доске написаны биологические термины встречающиеся в нашей новой теме. Ваша задача найти эти термины в параграфе и дать им пояснение.

ТЕРМИНЫ НА ДОСКЕ.

Аорта – 150 мм.рт.ст.

Артерии-120 мм рт.ст.

Капилляры -22 мм рт.ст.

Вены – 5 мм рт. ст.

Макс.-100-120 мм рт.ст.

Миним. 70-80 мм.рт.ст.

Проводится закрепление – работа в парах учащиеся дают определение всем терминам написанным на доске, затем надписи на доске закрываются и учащиеся по памяти воспроизводят опорный конспект. Результат озвучивается одним из учеников из каждой пары, пары обмениваются листочками и проверяют друг друга. Работы оцениваются и выставляются баллы в лист самоконтроля.

Вы проснулись раним утром, светит солнышко, потянулись руками за солнышком, увидели в траве одуванчики, собираем цветы, один, второй, третий. Собрали одуванчики, пойдем помогать бабушке развешивать белье, помогли, а теперь пойдем помогать папе забивать на потолке гвозди, а маме гладить белье, попробуем сделать это одновременно.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1.

Отдохнули, продолжим урок. Вторичное закрепление – выполнение теста индивидуально на листочках. Проводится проверка , выставляются баллы в графе тест.

1. Артериальное давление бывает максимальным во время:

А сокращения предсердий

Б. сокращения желудочков

В. Расслабления желудочков

Г. Общего расслабления

2. Давление крови больше в:

3. Наибольшая скорость тока крови в

А легочной артерии

А ритмическое сокращение предсердий

Б ритмическое колебание стенок артерии

В движение крови по венам

Г. Артериальное давление

5. Скорость движения крови в капиллярах

Лабораторная работа №9.

Тема: Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки.

Цель работы: научиться подсчитывать пульс. Делать вывод об особен-

ностях работы сердца в различных условиях.

Ход работы на странице учебника 130.

Учащиеся выполняют лабораторную работу, делают вывод, при недостатке времени оформить работу можно дома.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание- прочитать параграф, ответить письменно на вопросы.

Источники: http://videouroki.net/video/23-dvizhieniie-krovi-po-sosudam.html, http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/23/urok-biologii-po-teme-dvizhenie-krovi-po-sosudam-krovyanoe, http://sc0025.burabay.akmoedu.kz/documents/view/F738F67AA5FB0E50/?p

Adblock detector