Урок пульс артериальное давление
План — конспект урока «Кровяное давление. Пульс» 8 класс
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Тема урока: «Кровяное давление. Пульс»
а) формирование знаний:
формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;
анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;
выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;
выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;
повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;
б) формирование знаний:
проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
характеризовать причины движение крови по организму;
Развивающие: развитие внимания, мыслительных способностей учащихся, логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения.
Воспитательные: привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.
Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, тетради для ПР. Р., учебник.
Тип урока: комбинированный.
I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся.
Систола предсердий длится: А) 0,3с, Б) 0,4с, В) 0,1с, Г) 0,8с
Где находятся полулунные клапаны? А) между правым желудочком и правым предсердием Б) на границе левого желудочка и аорты В) между левым желудочком и левым предсердием Г) между правым и левым желудочком
Установить правильную последовательность движения крови по БКК.
Капилляры 2. Левый желудочек 3. Правое предсердие 4. Полая вена 5.Аорта
Установить правильную последовательность движения крови по МКК.
Легочная артерия 2.правый желудочек 3. Левое предсердие 4. Легочная вена 5. капилляры
II. Изучение новой темы.
-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов. ».
Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.
Человек и его организм — это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня» тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.
Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
Объяснение нового материала.
Формулирование проблем темы на уроке:
— Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести?
Причины движения крови по сосудам:
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях — до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может быть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
Демонстрация приборов и измерения артериального давления.
После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим.
Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.)
АД верхнее (сист) = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее (диаст) = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает» верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65.
Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.
— самостоятельное чтение статьи о пульсе в учебнике.
— вместе с учителем учащиеся выясняют, что такое пульс.
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса . Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец.
Закрепление изученного материала.
— Каковы причины движения крови по сосудам?
— Что такое пульс?
— Где и как его подсчитать?
— Чем опасно повышение давления?
Тема «Подсчет ударов пульса в покое или при физической нагрузке».
Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.
2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и
подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 180 секунд.
Урок биологии на тему «Движение крови по сосудам. Пульс»
Разделы: Биология
Цель урока: дать целостное представление о движении крови по сосудам и пульсе.
Задачи урока:
I. Активизирующее начало.
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос по вопросам:
- назовите отделы сердца (правое и левое предсердие, правый и левый желудочек)
- какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении? (Наличие створчатых клапанов между предсердиями и желудочками и полулунных между желудочками и артериями)
- как меняется сила и частота сокращений сердца при физической нагрузке? (Усиливается и учащается)
- какие сосуды называют артериями? (Сосуды, несущие кровь от сердца)
- какие сосуды называют венами? (Сосуды, несущие кровь к сердцу)
- какие сосуды называют капиллярами? (В капиллярах осуществляется газообмен и обмен питательных веществ)
- в чем различие в их строении. (Все сосуды, кроме капилляров состоят из трех слоев тканей: соединительной, гладкой мышечной и эпителиальной, стенки капилляров состоят из одного слоя клеток. Наиболее толстые стенки у артерий – им приходится выдерживать большое давление крови. Стенки вен более мягкие и эластичные, на внутренних стенках имеются кармановидные клапаны, они препятствуют обратному току крови)
II. Изучение нового материала.
- Почему кровь движется по сосудам в одном направлении?
- Что препятствует обратному току крови?
- Как происходит перераспределение крови в организме при физической и умственной нагрузке?
Выполнив следующие задания, мы должны получить ответы на поставленные вопросы.
- Рассмотрите рисунок в работе 65 (Приложение 1)
- Как изменяется давление крови в сосудах по мере их удаления от сердца? (Давление понижается)
- Как изменяется давление в сосудах в дальнейшем: где выше давление в венах или капиллярах? (Венах)
- Какое это имеет значение для организма? Какой физический закон здесь применим? (Жидкости из области повышенного давления устремляются в область пониженного давления)
- Рассмотрите рисунок в работе 63. (Приложение 1)
- Какая особенность строения вен препятствует обратному току крови? (наличие полулунных клапанов)
- Какой еще фактор способствует движению крови по венам снизу верх? (Работа скелетных мышц)
Запись в тетради.
Причины движение крови
Рассмотрите рисунок в работе 64. (Приложение 1). Опыт Моссо. Предложите способы нарушения этого зыбкого равновесия. (решить арифметическую задачу – отклонение весов в сторону головы, пошевелить ногами – отклонение в строну ног).
При каждом сокращении сердца стенки артерий приходят в колебания. Эти колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в артериях (в ритме сокращения сердца), называют пульсом. Число и и сила пульсовых толчков отражаются на пульсовой волне. Поэтому по пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и о их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья.
Цель нашей работы – как изменится ваш пульс после дозированной нагрузки и после отдыха, что позволит вам сделать вывод об уровни тренированности вашего сердца.
Выполните лабораторную работу. Работа проводится одновременно всем классом по командам учителя.
Тема: “Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки”.
Записать в тетради тему лабораторной работы и начертить таблицу. (Приложение 2)
Проведение лабораторной работы и запись результатов в таблицу.
Дадим вашему сердцу отдохнуть после нагрузки. Выполняем задания 1 и 2. (Приложение 2)
Задание 1. (Приложение 2)
Предполагаемые ответы учащихся:
- разница в цвете кистей рук связана с перераспределением крови в организме: у поднятой руки цвет более светлый, чем у той, что была опущена вниз
- ушные раковины покраснели, т.к. к работающим органам прилила кровь
- у гимнаста делающего длительную стойку кровь приливает к голове и лицо краснеет.
Задание 2. (Приложение 2)
Предполагаемые ответы учащихся:
- кровь приливает к голове, как работающему органу,
- это связано с разностью давления в сосудах,
- кровь интенсивней движется по сосудам,
- при длительном сидении происходит застой крови в сосудах, потягивание это работа мышц, к ним больше приливает крови – кровообращение усиливается.
После кратковременного отдыха подсчитаем ваш пульс.
Сравните частоту вашего пульса до физической нагрузки и после отдыха. Сделайте вывод о тренированности вашего сердца. (Данные частоты должны быть примерно одинаковыми, если сердце тренированно)
III. Задание на дом. §§ 32, 33. Подготовить доклады о заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме:
Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление .
Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »
- раскрыть причины движения крови и лимфы,
- сформировать понятия кровяное давление и пульс,
- объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах,
- научить учащихся определять пульс.
- продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.
- воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью
Оборудование: презентация, тонометр.
I. Организационный момент ( Слайд 1 )
II. Актуализация опорных знаний
1) Дополни: ( Слайд 2)
- Кровь в организме человека течёт по……
- Движение крови в организме человека называется.
- Непрерывность тока крови обеспечивают……..
2) Строение сердца ( Слайд 3)
3) Кровеносные сосуды (Слайд 4 )
4) Какие из перечисленных характеристик относятcя к венам и какие – к артериям? ( Слайд 5)
транспорт крови от сердца к органам;
толстые и эластичные стенки;
высокое кровяное давление в сосудах;
медленный ток крови, низкое кровяное давление;
тонкие и мягкие стенки;
транспорт крови от органов к сердцу;
внутрисосудистые клапаны отсутствуют.
5) Круги кровообращения. ( Слайд 6)
6) Фазы сердечной деятельности ( Слайд 7)
7) Тестовое задание.
Выберите верные утверждения: ( Слайд 8)
1. Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.
2. Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту.
3. Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям.
4. Артерии — это сосуды, по которым течет артериальная кровь.
5. Вены малого круга несут артериальную кровь.
6. Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная.
7. Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.
8. Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь.
9. Кровь из малого круга поступает в левое предсердие.
10. Систола – общее расслабление сердечной мышцы.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Урок-исследование по теме: « Движение крови по сосудам» ( Слайд 9 )
Задачи : ( Слайд 10)
— познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;
— научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;
— актуализировать знания о кругах кровообращения
2. Формулирование проблем темы на уроке :
-Что является причиной движения крови по сосудам? ( Слайд 11)
3. Вступительное слово учителя.
-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: « Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов. ». ( Слайд 12 )
Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.
Человек и его организм — это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня» тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.
Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
4. Объяснение нового материала
1) Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется законам гидродинамики , хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика ( Слайд 13) («гемо» — кровь).
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса . Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец. ( Слайд 14 )
Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до н. э., когда китайский император Хоам-Ту с придворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагноза. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время. ( Слайд 15 )
5. Практическая работа « Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови»
Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться.
- Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами.
- Наметьте точку А , ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В , наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки « в » к точке « а ».
- Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в — а». Ощущаете ли вы пульс?
- Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?
- По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?
Оценка результатов . Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
6. А Д -Артериальное давление
Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести? Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх?
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях — до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики .
7. Из истории . Впервые это давление было измерено английским священником С. Хейлсом в 1733 г.
Метод, предложенный Хейлсом, был сопряжен со значительной потерей крови и даже риском для пациента.
В 1896 г. итальянский врач С. Рива-Гоччи изобрёл прибор, которым пользуются до настоящего времени.
В 1905 г. русский врач Н.С. Коротков видоизменил метод Рива-Гоччи так, чтобы можно было измерять и диастолическое давление крови. Он предложил прослушивать пульсовые волны лучевой артерии фонендоскопом. ( Слайд 16 )
8. Причины движения крови по сосудам.
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
Как и почему изменяется артериальное давление крови? ( Слайд 17)
— После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением . Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт ; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. ( Слайд 18)
Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает» верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65.
IV. Лабораторная работа .1 ( Слайд 19)
Тема. Измерение артериального давления
Цель: отработать методику измерения артериального давления.
1. Вычислите артериальное давление по формуле:
АД сист = 1,7*возраст + 83
АД диаст = 1,6*возраст + 4
2. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.
Запишите полученный результат.
3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.
— Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.
V. Перераспределение крови в организме . Опыт Моссо ( Слайд 20)
— Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо». Такие «депо» крови — печень, селезенка, кожа. В «кровяных депо» находится около 46 % крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи.
Остальная половина крови, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между различными органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получает работающий орган. Когда человек занимается умственной работой, кровь больше приливает к мозгу. А после приема пищи кровь перераспределяется по-новому: она приливает к желудку и кишечнику, т. е. к органам, которые начинают усиленно работать. Количество крови, притекающей по сосудам органов пищеварения, увеличивается в это время на 30-50 % противостоять гидравлическим ударам.
-Что является причиной движения крови по сосудам?
VI .Охрана здоровья
1 . Факторы, негативно влияющие на сердце. ( Слайд 21)
2. Условия нормальной работы сердца. ( Слайд 22)
VII . Общие выводы урока ( Слайд 23)
1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.
2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов.
3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.
4. Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.
5. Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
так и гуморальными механизмами регуляции.
VIII. Закрепление изученного материала ( Слайд 24)
- Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
вещества, кислород, вода. - У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не
посредственно кровью.
- Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.
- Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.
- Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью
скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.
- Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.
Источники: http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-krovyanoe-davlenie-puls-klass-1545031.html, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/616801/, http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/19/konspekt-uroka-biologii-v-8-klasse-tema-dvizhenie-krovi-po