Урок биологии 8 класс артериальное давление
Измерение кровяного давления
Лабораторная работа Измерение артериального давления
Цель урока: обучиться самостоятельно измерять артериальное давление.
Устройства и материалы. тонометр, фонендоскоп.
Манжетку тонометра оборачивают около левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Экспериментатор нагнетает воздушное пространство в манжетку до отметки 150-170 мм ртутного столба После этого медлительно производит воздушное пространство из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале появляется величина систолического давления. Экспериментатор записывает величину давления. Неспешно сигнал будет затихать и наступит затишье Экспериментатор фиксирует эту величину. Для получения более правильных результатов направляться повторить измерения пара раз.
Артериальное давление (норма)
Возраст Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
11-12 103/60 94/60
13-14 108/61 106/62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посредством транспортира измерить углы на рисунке,и выстроить углы, заданной величины. Работа выполняется на нелинованной бумаге.
Лабораторная работа «Измерение работы и мощности в электрической лампочке»(8класс)
Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Вероятно применение интерактивной доски.
Практическая работа «Измерение углов»
Кружок «Наглядная геометрия» в 5 классе. Обучающимся предлагается практическая работа «Измерение углов» с творческим заданием на дом.
Практическая работа «Измерение углов»
Кружок «Наглядная геометрия» в 5 классе. Практикум «Измерение углов» с элементами творческого задания.
Цель работы: изучить вопросы, связанные с давлением человека, определить какие конкретно факторы воздействуют на показания артериального давления, пропагандировать эти знания.
Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа Измерение артериального давления
Цели урока. Образовательная: • раскрыть обстоятельства движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • растолковать закономерности трансформации скорости кровотока в разны.
Урок по теме «Измерение артериального давления»
Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление»
Главная > Урок
МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
«Движение крови по сосудам.
«Измерение артериального давления»
Учитель биологии Субботина О.Н.
Тема: Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.
Лабораторная работа «Измерение артериального давления»
Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сформировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс.
Развивающая: продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.
Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения», карточки с тестами, карточки для индивидуальной работы, презентация.
II.Актуализация опорных знаний — Слайды N 2-8
Кровь в организме человека течёт по……
Движение крови в организме человека называется.
Непрерывность тока крови обеспечивают……..
2) Строение сердца (Приложение 3)
3) Кровеносные сосуды (Приложение 4)
4) Какие из перечисленных характеристик относятя к венам и какие – к артериям? (Приложение 5)
транспорт крови от сердца к органам;
толстые и эластичные стенки;
высокое кровяное давление в сосудах;
медленный ток крови, низкое кровяное давление;
тонкие и мягкие стенки;
транспорт крови от органов к сердцу;
внутрисосудистые клапаны отсутствуют.
5) Круги кровообращения. (Приложение 6)
6) Фазы сердечной деятельности (Приложение 7)
7) Тестовое задание.
Выберите верные утверждения: (Приложение 8)
1-Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.
2-Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту.
3-Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям.
4-Артерии — это сосуды, по которым течет артериальная кровь.
5-Вены малого круга несут артериальную кровь.
6-Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная.
7-Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.
8-Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь.
9-Кровь из малого круга поступает в левое предсердие.
10-Систола – общее расслабление сердечной мышцы.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Урок-исследование по теме: Движение крови по сосудам (Приложение 9 )
— познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;
— научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;
— актуализировать знания о кругах кровообращения
2. Формулирование проблем темы на уроке: Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 11)
3. Вступительное слово учителя. Учитель обращает внимание учащихся на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов. » . (Приложение 12 )
Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.
-Человек и его организм — это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня» тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.
Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.
Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика (Приложение 13) («гемо» — кровь).
Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.
Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец. (Приложение 14 )
Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до н. э., когда китайский император Хоам-Ту с придворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагноза. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время. (Приложение 15 )
Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Предварительные пояснения. Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться. Для этого найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами. Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а».
Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в — а». Ощущаете ли вы пульс?
1.Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?
2.По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?
Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
А Д -Артериальное давление
Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести. Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу вверх.
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже несколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях — до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики.
Впервые это давление было измерено английским священником С. Хейлсом в 1733 г.
Метод, предложенный Хейлсом, был сопряжен со значительной потерей крови и даже риском для пациента.
В 1896 г. итальянский врач С. Рива-Гоччи изобрёл прибор, которым пользуются до настоящего времени.
В 1905 г. русский врач Н.С. Коротков видоизменил метод Рива-Гоччи так, чтобы можно было измерять и диастолическое давление крови. Он предложил прослушивать пульсовые волны лучевой артерии фонендоскопом. (Приложение 16 )
Причины движения крови по сосудам
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина артериального давления может сильно измениться. Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
Как и почему изменяется артериальное давление крови? (Приложение 17)
—После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, наступает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда человек выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страдают головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давление ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболевания достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. (Приложение 18)
Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.
АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.
(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает» верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном случае АД = 110/65.
IV. Лабораторная работа.1 (Приложение 20)
Тема: Измерение артериального давления
Цель: отработать методику измерения артериального давления.
1. Вычислите артериальное давление по формуле:
АД сист = 1,7*возраст + 83
АД диаст = 1,6*возраст + 4
2. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.
Запишите полученный результат.
3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.
Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.
Перераспределение крови в организме . Опыт Моссо (Приложение 19)
— Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо». Такие «депо» крови — печень, селезенка, кожа. В «кровяных депо» находится около 46 % крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи.
Остальная половина крови, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между различными органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получает работающий орган. Когда человек занимается умственной работой, кровь больше приливает к мозгу. А после приема пищи кровь перераспределяется по-новому: она приливает к желудку и кишечнику, т. е. к органам, которые начинают усиленно работать. Количество крови, притекающей по сосудам органов пищеварения, увеличивается в это время на 30-50 % противостоять гидравлическим ударам.
Это интересно. -Кто из нас не мечтал полететь в космос « увидеть Землю со стороны? К сожалению, лишь для немногих из нас эта мечта осуществится. Уж очень сложна и до сих пор опасна профессия космонавта.
Первое, с чем сталкивается космонавт при взлете, это ускорение, когда космический корабль быстро набирает скорость. Во время выведения корабля на орбиту искусственного спутника Земли на космонавта в течение почти 5 минут действует ускорение, значение которого может изменяться от § до 7§. Другими словами, вес космонавта во время старта корабля может достигать семикратной величины. Однако трудность выполнения различных движений при увеличении веса космонавта — это лишь одна сравнительно легко переносимая сторона воздействия ускорений в космическом полете. Самые значительные изменения при воздействии ускорений возникают в системе кровообращения.
Если ускорение направлено от таза к голове, действие инерционных сил приводит к оттоку крови из сосудов головы ее приливу к органам нижней части туловища. В результате возможны расстройства зрения и даже обмороки. Все эффекты ускорений в системе кровообращения связаны с высокой растяжимостью стенок кровеносных сосудов; благодаря этой растяжимости изменение давления крови может изменять объем кровеносных сосудов и содержащейся в них крови. Как обеспечить нормальное кровообращение у космонавта и пилота реактивного самолета при действии ускорений?
Самое простое решение — это расположить человека так, чтобы его размеры в направлении ускорения были минимальны. Тогда артериальное давление в разных частях тела будет различаться незначительно и перераспределения крови не будет. Вот почему космонавты стартуют и приземляются в полулежащем положении. Но как быть пилотам реактивных самолетов? Выполняя резкое маневрирование, они не могут находиться влежачем положении, т. к. им необходимо в это время управлять машиной.
А что если на пилота надеть плотно облегающий костюм, между внутренним и внешним слоями которого налита вода?! Тогда при ускорениях давление воды в любом участке такого костюма будет изменяться на ту же величину, что и давление. Вот почему после обеда появляется сонливость и желание отдохнуть. Итак, в организме непрерывно в зависимости от труда и внешних условий происходит распределение крови: сосуды одних органов сужаются, а других органов — расширяются.
Большинство живущих на Земле животных «горизонтальные». Головной мозг и сердце — два самых важных органа — находятся у них на одном уровне. Это очень удобно. Сердцу не нужно дополнительных усилий, чтобы снабжать мозг кровью. Человек не относится к «горизонтальным» животным. Поэтому у него относительно высокое давление. К таким же гипертоникам относятся и некоторые птицы (петух) и, конечно, жираф. Сердце типично «горизонтальных» животных не способно обеспечивать кровоснабжение мозга при неестественной позе. Например, если кролику или змее придать вертикальное положение, они очень скоро потеряют сознание из-за анемии мозга.
Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 21-22)
1. Факторы, негативно влияющие на сердце. Приложение 23)
2. Условия нормальной работы сердца. (Приложение 24)
VI. Общие выводы урока
1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.
2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.
Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов.
Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.
Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.
Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
так и гуморальными механизмами регуляции.
VII. Закрепление изученного материала
Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
вещества, кислород, вода.
У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не
посредственно кровью.
Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.
Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.
Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью
скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.
Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.
Урок проводился в 8 классе по теме: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.
Лабораторная работа. «Измерение артериального давления»
Тип урока комбинированный, и основной его задачей является:
-Что является причиной движения крови по сосудам ?
Урок соответствует схеме комбинированного урока.
1 Постановка цели урока.
2 Фронтальный опрос и его итоги.
3 Формулирование проблем темы.
4 Поэтапное решение проблем .
5 Закрепление знаний и умений.
6 Информация о домашнем задании.
Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сформировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс.
Развивающая: продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.
Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью
Данный урок комбинированный с валеологическим содержанием, тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили строение и функции сердца и кровеносных сосудов, большой и малый круги кровообращения, фазы сердечной деятельности, изучили новый материал.
Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса, теста с использованием презентации. Для закрепление была дана самостоятельная работа (методика: «Вставь пропущенное слово», «Закончи фразу» (устное тестовое задание) ).
При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, что повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся; таблицы, плакаты, работа с учебником.
Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. .
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме практической работы «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.» и лабораторной работы «Измерение артериального давления».
Особых трудностей при изучении нового материала не возникало, т.к. учащиеся хорошо освоили предыдущую тему, и постоянно шла опора на знания детей, материал был изложен в полном объеме.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвала познавательный интерес к уроку.
Темп урока выдержан. В ходе урока активизировалось внимание учащихся при смене различных видов деятельности. При обобщении материала была организована опора на предыдущие знания и жизненный опыт учащихся, знания полученные при изучении данной темы могут быть использованы в жизни.
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку, активно работали.
Оценки за работу на уроке выставлялись после каждого этапа урока с комментариями.
Между учителем и учениками существует взаимопонимание и взаимоуважение, атмосфера на уроке доброжелательная. Цель урока была достигнута.
Урок по биологии в 8-м классе по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
Разделы: Биология
Задачи: Раскрыть значение тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно — сосудистых заболеваний; вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды, научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов, обобщить полученные знания по теме”Кровь и кровообращение».
Оборудование: таблицы по анатомии”Кровь и кровообращение», портреты учёных, модель сердца, бинты, жгуты, палочки для закрутки. Презентация по теме”Кровь и кровообращение”(См. Приложение).
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
I. Организационный момент на протяжении всего урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Выберите правильный ответ:
а) Большой круг кровообращения
б) малый круг кровообращения
- Начинается в правом желудочке.
- Начинается в левом желудочке.
- Заканчивается в левом предсердии.
- Заканчивается в правом предсердии.
В каких кровеносных сосудах происходит обмен веществ между кровью и тканями:
г) во всех сосудах.
Какая кровь называется:
Кровь, насыщенная кислородом.
Кровь, насыщенная углекислым газом.
Из перечня сосудов выберите ответы на вопросы.
г) аорта
- Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды
- Выносят кровь от сердца
- Стенки состоят из одного слоя клеток
- Стенки тонкие и мягкие
- Прощупывается пульс
- Даже при уколе иглой вытекает кровь
- Самый толстостенный кровеносный сосуд
- Несут кровь к сердцу
- Сосуды с плотными упругими стенкам
- Место обмена между кровью и тканями
- Выносят кровь из левого желудочка
- Видны на тыльной стороне руки
Задание:
- Используя рисунок, опиши методику кровяного давления.
- От чего зависит кровяное давление?
- Чем объяснить такую разницу артериального давления?
Большинство живущих на Земле животных”горизонтальные».
Головной мозг и сердце — два важных органа находятся у них на одном уровне. Это очень удобно, т. к. сердцу не нужно дополнительных усилий, чтобы снабжать мозг кровью. Человек относится к”горизонтальным”животным. Поэтому у него относительно высокое давление. К таким животным относятся некоторые птицы, например (петух), животные жираф. Сердце типично горизонтальных не способно обеспечить кровоснабжение мозга.
При неестественной позе, если, например, кролику или змее придать вертикальное положение, они очень скоро потеряют сознание из-за анемии мозга.
Рассчитайте по формуле ваше артериальное давление. Нормальное давление людей моложе 20 лет вычисляется следующим образом:
Ар. Д. сист. = 1,7 * возраст + 83.
Ар. Д. Диаст. = 1,6 * возраст + 42.
(Проверить измерением прибора)
Что такое пульс? Какова скорость распространения пульсовой волны? Артериальный пульс — ритмическое колебание стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Скорость пульсовой волны 6 — 9 м. сек. Скорость тока различна в сосудах:
АОРТА — 0,5 м. сек.
КАПИЛЛЯРЫ — 0,5 мм. сек
Почему кровь течёт с такой скоростью в капиллярах? (обмен веществ, кислорода, питательных веществ).
Какова норма пульса? (70-75 ударов в минуту).
Назовите три артерии, на которых можно обнаружить пульс? (лучевая, височная, общие сонные артерии).
III. Изучение нового материала
1. Причины заболеваний органов кровообращения.
В большинстве развитых стран за последнее время изменилась структура заболеваний.
Несмотря на новые методы лечения, улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, создание современной медицинской аппаратуры на первое место среди заболеваний, ведущих к смерти, вышли болезни сердечно-сосудистой системы, в первую очередь самого сердца. Эта проблема не может не волновать людей.
Вопрос: Каковы причины на ваш взгляд, приводящие к заболеванию органов кровообращения?
Ответьте на следующие вопросы:
1. Систематическое употребление алкоголя способствует развитию атеросклероза -болезни сосудов, при которых артерии утрачивают эластичность, формируются бляшки, сужающие просвет сосудов. Какие последствия могут вызвать такие изменения в состоянии кровеносных сосудов?
2. В разговоре один из приятелей жаловался на частые боли в области сердца. Другой ему посоветовал во время приступа выпить рюмку коньяка или водки, утверждая, что это расширяет сосуды, вследствие чего боли прекратятся. В чём ошибочность этого мнения: В чём вред алкоголя и каковы его последствия?
Рассказ сердца о себе,. .
Мне так плохо, так устало,
Наверное, осталось мало. . .
Могли бы только вы понять —
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А он так непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.
Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечнососудистой системы и сохранения здоровья.
Вопрос: Какое значение для предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний имеет
Поразительна выносливость сердца. Тренированный человек может, например, за два часа подняться на несколько километров в гору или проплыть большое расстояние. Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за три часа. Появившись на площади он крикнул:”Мы победили”- упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения.
Жировое перерождение сердечной мышцы и замену её соединительной тканью.
2. Появление одышки
3. Учащение сердцебиения
4. Боли в области сердца и его болезни
2. Развитие ишемической болезни сердца.
3. Атеросклероз сосудов.
2. Расстройства сна.
3. Поведение, характеризующееся чрезмерной активностью.
4. Стремление к лидерству,
Избыточное потребление жира, продуктов богатых холестерином.
Соперничество, нетерпимость, агрессивность.
Снижение физической активности -гиподинамия.
Мало занимаемся физическим трудом и физической культурой.
Еще Марк Твен писал, что единственный способ сохранить здоровье: Есть то, что не хочешь, пить то, что не любишь, делать то, что не нравиться. В этой шутки Твена есть доля истины — в борьбе за здоровье, за активное долголетие необходимо перестроить свой образ жизни, сделать так, чтобы определенные его особенности стали составной, естественной, неотъемлемой частью жизни человека.
Таким образом, можно сказать следующее:
XXI век — век огромных скоростей. Не каждому человеку удается поспевать за жизнью, его часто предостерегают стрессы. Люди спасаются по разному: одни находят отдушину в табакокурении, алкоголе, т. е. смерти.
Сделаем для себя выводы:
Ежегодно на нашей планете от поражение сердца погибают миллионы людей, многие в возрасте 30 — 40 лет.
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями — одна из основных проблем здравоохранения. Создана специальная наука — кардиология. Много достижений сделано в области кардиологии, этому способствуют научные исследования ученых:
- в области хирургии сердца
- рентгеновские лучи позволяют видеть тень сердца, сфотографировать его в движении
- метод электрокардиографии позволяет регистрировать электрические биопотенциалы
- эхокардиографии — основана на использовании ультразвука
- новый метод — использование микрофона для прослушивание работы сердца
- пересадка сердца — лягушке, собаке, а затем человеку
- создание вживляемого искусственного сердца
- развитие лазерной хирургии
Операции на сердце в настоящее время стали массовыми. Прокомментируем слова американского ученого Бол Уайта”Если бы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца». Таким образом запомните:
— Здоровье — это не личное дело каждого.
— Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу.
— Здоровый образ жизни — это система поведения человека, включающая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих — от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдения рационального суточного режима.
ВСЯКАЯ НЕУМЕРЕННОСТЬ, НЕВОЗДЕРЖАНИЕ ДОСТАВЛЯЮТ ЧЕЛОВЕКУ СТРАДАНИЯ, ПРИВОДЯТ К БОЛЕЗНЯМ, СНИЖАЮТ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТ.
ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЯ, ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
«СКОРЕЕ СКОРОЙ”ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ.
Я думаю, вы все знаете то, что каждый из нас рождается с чувством откликаться на чужую боль, Конечно это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой Если мы это чувство не употребляем, то оно слабеет и атрофируется.
Однажды врач Альберт Юрьевич Аксельрод обратился к людям с такими словами”Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я реаниматолог, хотел бы назвать вас не медиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, сделать вас товарищами по”медицинскому оружию”которые скорее”СКОРОЙ”могут помощь пострадавшему или больному”.
На самом деле, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
Помочь пострадавшему сможет только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо уметь, знать, тренироваться.
Каждый из вас должен задать себе вопрос”СУМЕЮ ли Я это сделать, спасти человека, помочь в трудную минуту, оказавшись рядом”. Научить нельзя — можно научиться, то есть научить себя с помощью учителя на уроке, книг, инструкций, умеющих людей — только надо захотеть оказывать первую доврачебную помощь при различных видах кровотечений.
Кровотечения обусловлены рядом причин — это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.
Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, утекает жизнь.
При потере одной третьей объёма крови человек может получить смертельные осложнения.
Работа по заданиям и вопросам.
(Работайте индивидуально или в паре)
1. Прочитайте статью учебника “Виды кровотечения”?
2. Дайте определение артериальному, венозному кровотечению?
3. Перечислите основные признаки этих кровотечений?
4. Почему при капиллярном кровотечении накладывают давящую повязку?
5. Назовите меры первой помощи при различных видах кровотечений?
Источники: http://muzashtor.ru/medicine/izmerenie-krovjanogo-davlenija.html, http://gigabaza.ru/doc/64096.html, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/412822/